Стальной швеллер и сферы его применения
Когда необходимо добиться высокой прочности конструкции здания, может быть либо увеличена толщина несущих стен, что не особо практично, либо использован стальной швеллер, который станет своеобразным скелетом постройки. Впрочем, этому материалу найдется применение не только в строительстве, но и в ремонтных работах, да что там, даже в машиностроении швеллеры как основа корпусов техники – не редкость.
Что такое гнутый стальной швеллер?
В металлопрокатной промышленности среди продуктов производства имеют место не только листовые материалы, но и элементы более сложной формы, такие, как горячекатаный и гнутый стальной швеллер, которые отличаются друг от друга только внешними углами, у второго они округлые из-за обработки стального листа на специальном профилегибочном станке.
Швеллер имеет П-образную форму, что очень удобно для соединения его в сложные каркасы. В них швеллер становится и несущими опорами, и поперченными перекладинами. Существует довольно большое количество марок этого металлопроката, существенно отличающихся друг от друга.
Продукт с маркировкой У представляет собой металлопрокатное изделие, внутренние поверхности полок которого имеют уклон, а вот П в характеристиках швеллера будет означать, что эти полки абсолютно параллельны друг другу. Помимо прочего, бывают экономичные швеллеры с прямыми полками, они обозначаются буквой Э, а также легкие элементы, обозначающиеся маркировкой Л.
Кроме швеллеров общего назначения широко используются и специальные, обозначающиеся буквой С, габариты их отличаются увеличенной толщиной стенок при стандартных высоте и ширине. Стоит также упомянуть материалы для производства вагонов, соответственно, их маркировка В, а также тракторов с обозначением Т.
Как правильно выбирать швеллер?
Все зависит от того, для чего вы хотите данный металлопрокат использовать. Если для починки балкона, то вам подойдет тот, расстояние между стенками которого соответствует толщине бетонной плиты. Если же вам нужен конструкционный вариант, то лучше всего обратиться к проекту. У легких и экономичных швеллеров толщина металла довольно невысока, в результате чего рассчитывать на высокую прочность конструкции из такого проката не приходится.
Другое дело специализированные швеллеры, тут уже может быть перегиб в противоположную сторону, то есть следует опасаться чрезмерного утяжеления каркаса здания, поэтому выбирайте высоколегированную сталь, так можно обойтись небольшими габаритными размерами проката. Длина швеллера для перекрытия проемов должна превышать их на 140 сантиметров, то есть с выносом по 70 сантиметров в обе стороны от проема.
Гнутый швеллер нередко используется в тех местах, где необходимо скрыть коммуникации, особенно если это низколегированная сталь, которая из-за малого содержания углерода способна выдержать чрезвычайно низкие температуры без ущерба для себя.
А теперь мы предоставляем вам некоторые сравнения швеллеров разных типов со схожими габаритами. Если швеллер общего назначения шириной 180 миллиметров с высотой полки 70 изготавливается из стали толщиной 5.1 миллиметра, то такое же изделие специального назначения, используемое в автомобилестроении, имеет толщину 9 миллиметров.
В целом, для строительных и ремонтных работ может быть использован любой швеллер, главное, чтобы его параметры были учтены в проекте. В частности, окантовка из швеллера в значительной степени укрепит любую растрескивающуюся по краям плиту, но брать для таких целей лучше металлопрокат с максимально широкой полкой, учитывая, что диапазон типоразмеров варьируется от 32 до 115 миллиметров.
Способы крепежа швеллера при его монтаже
В целом, использование швеллера в конструкциях для их усиления предусматривает два способа соединения данного типа металлопроката – болтовой или сварочный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, в частности, сварка – это сплавление в швах металла из двух соединяемых деталей, а значит, если работа сделана на совесть, можно не опасаться проникновения влаги между элементами конструкции, как это бывает при болтовом соединении.
Однако время, затрачиваемое на сварные работы, иногда непозволительно затягивает строительство. Перфорированный швеллер собрать намного проще, и скорость монтажа значительно повышается, однако, помимо указанного ранее недостатка болтового соединения есть и еще один.
Дело в том, что швеллер намного лучше металлической полосы или уголка выдерживает нагрузки как осевые, так и на изгиб, но перфорирование способно в значительной степени преимущества П-образной формы. Например, отверстия, проделанные с небольшими промежутками, могут в итоге стать местом разрыва швеллера, и, даже если все нормы и стандарты при сверлении будут выполнены, при некачественной антикоррозийной обработке конструкции можно ожидать появления очагов ржавчины именно в точках болтового соединения.
Впрочем, можно использовать оба способа соединения в комплексе, и в местах, куда сырости доступа нет, выполнять перфорацию, а на остальных участках осуществлять сварочные работы.