Кариатида и другие помпезные элементы фасада
Различают главные, боковые, уличные и дворовые фасады, которые могут включать довольно много составляющих их деталей. Большая часть из элементов фасадов известна еще со времен античности, а некоторые даже связаны с древними преданиями. Например, легендарная кариатида – женское изваяние, заменяющее колонну (пилястру) и поддерживающее балку перекрытия пролета. Рассмотрим еще несколько подобных компонентов.
Кариатида в архитектуре
Здания и сооружения имеют внутренние и наружные стороны. Последние принято называть фасадами, которыми в привычном понимании являются лицевые части строений. Они нередко имеют парадные формы с богатой декоративной отделкой и архитектурными элементами и в зависимости от назначения здания могут выглядеть достаточно помпезно.
Одни источники говорят, что своим появлением в качестве фасадных элементов кариатиды обязаны неразумному союзу с персами греческого города Карий во времена их войн с греками. Другие утверждают, что тут замешана удивительная красота тамошних девушек, имевших привычку танцевать в честь богов с празднично украшенными корзинами на головах.
Как бы то ни было, всемирной известностью пользуется такой образец архитектуры высокого стиля, как мраморный портик кариатид (высота каждой фигуры превышает два метра) в храме Эрехтейон на знаменитом Акропольском холме в Афинах. Он удивительно красив и до сих пор считается образцом для подражания. Изваяния мужских фигур аналогичного назначения стали называть атлантами. Примером могут служить фрагменты знаменитого портика Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Начиная с эпохи Возрождения, кариатиды как элементы фасадов получили новый всплеск популярности и широко применялись в декоре публичных и приватных зданий. Примером фасада, украшенного лепными женскими изображениями, может быть известный дом с кариатидами в Печатниковом переулке Москвы. Более поздние (в сравнении с античными) образцы были обнажены до пояса и имели более выраженный игривый и декоративный характер.
Портик и колоннада – чем связаны эти элементы?
Портик в архитектуре является родом крытой галереи с опорой ее перекрытий на ряд колонн различных форм. Считается, что придумали его также античные греческие архитекторы, с чьей легкой руки такое украшение перекочевало в Рим и распространилось по всему миру. Сегодня этот архитектурный элемент продолжает оставаться непременным атрибутом фасадов. Открытый с внешней стороны, с тыла он ограничен стеной здания, чаще имеющей двери и окна.
В отличие от женских изваяний, портики, как крытые шеренги колонн, примыкающие к зданию, широко применялись в фасадах средневековых храмов, дворцов и замков. И сегодня эти элементы продолжают часто использоваться в строительстве таких специализированных зданий, как банки, театры и филармонии. Классические портики или галереи с колоннами придают фасаду солидный и классический вид. Многие здания, дополненные такими деталями, обретают новое благородное звучание прежней формы.
Имевшая большую популярность в античном строительстве, как обязательное обрамление храмов и других общественных зданий, колоннада в архитектуре получила развитие не только в качестве фасадного компонента, придающего ему величественность и праздничность.
Часто ряды мраморных (гранитных) колонн с общим горизонтальным перекрытием связывают между собой отдельные здания или их части в единый комплекс или создают органическую связь с окружающим пространством.
Как самостоятельные сооружения колоннады в виде крытых галерей или переходов получили большую известность. Лучшие их образцы до сих пор вызывают восхищение и служат источником вдохновения для современных архитекторов. Приемы использования колоннад позволяют им решать множественные задачи пространства и формы.
Прясла – простор для декора
Колонны настолько популярны в оформлении фасадов, что их часто имитируют, выполняя в виде выступающих из стены пилястр или лопаток. Помимо укрепления конструкции, такие элементы позволяют производить вертикальное разделение пространства, придают плоскости здания дополнительную выразительность. Пространство между такими выступающими полуколоннами называется прясло.
Так же называется часть крепостной стены между башнями, и забора или ограды между кольями, опорами, столбами. Очень часто этот элемент находил применение в храмовой архитектуре, начиная с древней Византии. Затем и другие здания стало украшать затейливо выполненное прясло, архитектура храмов Древней Руси представляет множество образцов богатого украшения этого пространства внешним декором, лепниной и резьбой по камню.
Конечно, современные внешние части зданий могут выполняться в виде несущих или ограждающих конструкций, поэтому сделаны из разных материалов. Отдельную категорию сегодняшних фасадов составляют навесные вентилируемые конструкции из камня, металла, пластика или древесины. Применение описанных выше классических элементов украшения внешнего вида здания в современных условиях, носит характер художественных отделок, оживляющих монотонность и однообразие стен.
Такие приемы включают элементы литья, лепнины или изразцовых изображений в оформление фасадов из стекла и бетона. Например, знаменитые статуи и горгульи на небоскребе Крайслер (Эмпайр-стейт-билдинг). Широко применяется также декорирование специальными штукатурками, отделочными или имитирующими мрамор, малахит, другие ценные камни. Все эти приемы имеют в своей основе описанные выше элементы фасадной классики.