Как можно различить поребрик и бордюр, да и стоит ли?
Пожив в Москве, а затем отправившись в Питер, можно подумать, что эти два города были основаны разными народами, которые впоследствии создали общий язык, оставив лишь некоторые привычные им термины, например, поребрик и бордюр. Для лица беспристрастного оба эти слова несут в себе одно общее смысловое значение, однако, москвичи и питерцы не согласились бы с таким суждением, поэтому будем разбираться, какое из названий к чему относится.
Поребрик и бордюр – не одно и то же?
Для начала давайте вспомним, что же изначально называется поребриком. Еще на Руси, при возведении белокаменных храмов и княжеских палат известняковый кирпич облицовки старались класть так, чтобы получился определенный орнамент на внешней стороне стены. И слой кирпича, уложенного под небольшим углом к остальной кладке, когда одно из ребер смотрит наружу, как раз назывался поребриком. Это слово прекрасно подходит к стилю кладки.
Достоин упоминания и тот факт, что поребрик упомянут в законе «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга», разработанном и принятом в северной столице России. Там как раз говорится о том, что на тротуарах, где плотность движения пешеходов чрезвычайно высока, грунт вокруг деревьев должен быть закрыт решетками, отделенными от мощения поребриком. Последний должен быть уложен вровень с тротуарным покрытием, заподлицо.
Насколько велико отличие бордюра от поребрика?
Сложилось мнение, что между тротуарами, расположенными на уровне проезжей части и поднятыми над ней, определенно есть разница. И, следовательно, окаймление возвышающегося над дорогой тротуара является никак не бордюром, а значит – это поребрик.
Бордюр же разделяет тротуар и проезжую часть, находящиеся на одном уровне. К слову, окантовка пешеходной части дороги действительно может состоять из поставленных вертикально кирпичей, повернутыми для красоты под углом к мостовой. Также поребрик может быть выполнен из бетонных цельнолитых блоков.
Также довольно частым явлением, особенно в Санкт-Петербурге, являются поребрики из гранита, их можно увидеть не только вдоль набережных, но и на старинных улочках города. Что интересно, в качестве материала для поребриков иногда используются могильные плиты с бесхозных могил.
Подобное имеет место все там же, в Петербурге, причем согласно городским правилам о дальнейшей судьбе выявленных бесхозных могил. Если в течение 3 лет родственники почившего не будут найдены или не объявятся сами, захоронение упраздняется, а плита передается на нужды города.
Как уложить бортовой камень самостоятельно?
Иной раз не хочется задаваться вопросом, поребриком называется граница дорожки или как-то еще. Есть желание, чтобы это самое ограничение было, и единственный волнующий момент – как правильно уложить бортовой камень? В этом нет ничего сложного. И даже нет необходимости задействовать тяжелую строительную технику, поскольку бордюры изготавливаются не только больших форматов, но и в виде коротких элементов.
Чаще всего поребрики производятся простейшим ускоренным методом литья простого бетона, срок службы таких бортовых камней не более 2 лет.
Делаем на участке разметку дорожки, причем так, чтобы линии прокладывания траншей под бордюр были параллельны друг другу, это вопрос эстетики. Роем канаву или траншею, кому что нравится и в зависимости от того, что ставим, бордюр или поребрик. Затем протягиваем над получившимся (и обязательно не слишком глубоким) рвом нитку, насыпаем на дно песок для создания уютной подушки под бортовой камень.
Выравниваем правилом и утрамбовываем песок по маякам – двум брускам, уложенным в 23 сантиметрах от нитки, с учетом толщины слоя раствора, и в двух метрах друг от друга (если надо их приподнять – используйте все тот же песок). Заливаем на песчаное основание цементный раствор и устанавливаем в него бортовой камень, переходим к следующему и так до последнего. Ров закидываем грунтом после застывания раствора.