Задвижка шиберная : фото фланцевой и ножевой.
Фланцевые шиберные заглушки установлены во всех магистральных инженерных сетях, даже локального назначения. Устройство и принцип действия такой запорной арматуры могут быть вам интересны
Материал и конструкционные особенности
Шиберные задвижки, обычно изготавливаемые из чугуна высокой прочности, используются в качестве запорной арматуры в трубопроводах различного назначения. Рабочее тело трубопроводной системы может быть практически любым: вода, пар под высоким давлением, масло, нефть и даже загрязненные стоки в насосных коллекторах. Основная задача фланцевой шиберной задвижки – в максимально короткий срок полностью отсечь участок трубопроводной сети, предотвратить аварийные разливы и обеспечить возможность ремонтных работ.
Зачастую корпус шиберной задвижки выполняют из нержавеющей стали, что значительно облегчает устройство, при этом существенно повышая его цену, но традиционно такие изделия выполняются в чугунном варианте. Работоспособность такой арматуры проверена десятилетиями безотказной эксплуатации, да и фланцевые соединения прикипают быстрее. Надежность чугуна при отрицательных температурах, конечно, ниже, чем у стальных аналогов, но общий срок службы в итоге оказывается продолжительнее.
Устройство фланцевой шиберной задвижки по типу отсекающего (перекрывающего поток трубопроводной сети) элемента классифицируют так:
- ножевые: плоская вертикальная отсекающая пластина, полностью перекрывающая сечение трубопровода, даже при наличии в потоке механических загрязнений;
- клиновидные: работают по принципу гильотины, имеют в корпусе седло соответствующей конфигурации, могут прекрасно перекрывать стоки канализационных и других загрязненных потоков, в том числе, работающих под высоким давлением.
Способ монтажа рассматриваемой детали трубопроводной системы следует из ее названия: фланец. Болтовое фланцевое соединение при уплотнительных кольцах из качественной резины являются лучшим сочленением для ключевых узлов инженерных сетей.
Варианты управления шиберной задвижкой
Понятно, что подобная запорная арматура устанавливается исключительно на горизонтальных трубных участках. Работает она всего в двух режимах, как и магазин: открыто или закрыто. Промежуточные варианты в напорных сетях могут просто деформировать шибер и «выбить его из седла». Менять такие детали на магистральных коллекторах, даже если это просто локальный дачный водопровод, дорогого стоит. Посему для управления приводом фланцевой шиберной задвижки придумали сразу несколько способов:
- ручной: самый простой и надежный; крутим до упора при помощи маховика или рычага, и труба перекрыта, авария локализована и т.д.;
- пневматический или гидравлический привод: это уже из сферы нефте-газо- и прочих промышленных трубопроводов, где регулировка заслонной арматуры осуществляется автоматикой;
- электрический: современный вариант бесконтактного координирования работы любой инженерной сети.
При этом следует отметить, что схема типовой фланцевой шиберной задвижки предельно проста:
- литой металлический корпус;
- шибер (нож, клин, заслонка) с вертикальным ходом;
- корпусной герметичный уплотнитель и сальники;
- бугельный узел, обеспечивающий поступательное движение шибера при вращении маховика.
Положительные качества шиберных задвижек
Для данных запорных систем они представляются нам очевидными, поэтому перечислим только основные.
- При правильном выборе конструкционных материалов шиберы сохраняют работоспособность в самых запредельных условиях (температура, напорная нагрузка, состав носителя, ошибки технического персонала).
- Обеспечивают надежное перекрытие систем с «тяжелой» рабочей средой, включая грязные канализационные стоки.
- Готовность к ремонту: манжеты, сальники, фланцевые уплотнители можно менять по мере их износа, оставляя основной блок арматуры величиной постоянной.
- Простота эксплуатации и обслуживания: большую часть жизни стоят и никому не мешают, засорились – легко прочистить и промыть.
В заключение немного полезной информации: задвижка шиберная фланцевая производится на диаметр труб 50-2200 мм, способна выдерживать температуру теплоносителя до 400 градусов и рабочее давление 60 атмосфер.